БУХГАЛТЕРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БИЗНЕСА

Исследование сентября


Отмена  ЕНВД занимает важное место в череде событий в корне меняющих жизнь  малого бизнеса.  Реакция бизнеса на эту новацию стала темой нашего  очередного исследования.

В сентябре 2020 года более 600  предпринимателей – клиентов Фирмы «Елена», применяющих ЕНВД, поделились  своими планами на будущее и рассказали, что более всего мешает развитию  их бизнеса.

Сначала просто о том, как распределился выбор наших респондентов:

– 44% планируют перейти на патентную систему налогообложения;

– 26% собираются работать по УСН с объектом «Доходы»;

– 10% хотят стать самозанятыми;

– 9% пока не определились;

– 7% собираются закрыть деятельность;

–  4% сделали выбор в пользу учета доходов и расходов на общей системе или  УСН с объектом «Доходы, уменьшенные на величину расходов».

Теперь  подробнее по каждой выделенной группе. Мы изучали неочевидные причины,  повлиявшие на сделанный выбор. И некоторые очевидные последствия  принятых решений. Вот что получилось.

1. Грядущий квест для предпринимателей на патенте
44% респондентов собираются брать патенты вместо ЕНВД

Почти  половина самого малого микро-микро бизнеса планирует заменить ЕНВД  патентной системой налогообложения. И тому есть причина. Хочется  сохранить главное преимущество – фиксированный налог, величина которого  не зависит от реальных результатов бизнеса. Планка, при которой  возникает опасность «слететь с патента», самым малым кажется  недостижимой.

Так в чем интрига, и откуда ждать проблем?  Мы же понимаем, что без проблем не будет никогда.

Как  вы думаете, какова вероятность, что одновременно с патентом придется  применять еще один налоговый режим? Упрощенку или общую систему – это  как подстрахуетесь на старте.

Во-первых, действующему бизнесу  непривычно разделять клиентов на просто физических лиц и субъектов  бизнеса. А часть патентов разделяет. Это значит, что патент закрывает  только часть деятельности, а для другой части потребуется еще один  налоговый режим.  И их раздельный учет. Будьте добры, одни сделки  записывайте в Книгу учета доходов (по патенту), а другие  –  в другую  Книгу учета, которая для ОСН или УСН. А раздельный учет – это выделенная  часть бизнеса, для которой налоги зависят от реальных результатов. То  есть главное преимущество ЕНВД пропадает.

Во-вторых,  начнут  обнаруживаться сделки, которые, по мнению ФНС, но как-то неожиданно для  предпринимателя не могут совершаться в рамках патента. Будут  письма,  разъяснения, судебная практика…

Отдельные примеры сделок,  неожиданно для предпринимателя не подпадающих под полученный патент, уже  приводятся различными экспертами на многочисленных вебинарах,  мастер-классах, курсах и т.п. Вот, например, торговая площадь,  арендованная ИП в торговом центре – это как? Или работа, выполненная  патенщиком не самостоятельно, а с привлечением сторонних исполнителей?

В общем, путем проб и ошибок границы дозволенного постепенно будут проясняться.

А там и до новых налоговых режимов рукой подать.

2. Для кого единственно верное решение – упрощенка с объектом «Доходы»
26% респондентов выбирают этот режим

Для этой группы предпринимателей ситуация с отменой ЕНВД представляется стрессовой.

И  они готовы перейти на новые прогрессивные налоговые правила, но  обеспечив при этом некоторый уровень безопасности своего дела. При  постоянной текучке кадров и возможных неплатежах покупателей они  рассматривают  УСН  с объектом «Доходы» как единственное подходящее им  решение.  Впрочем, если в будущем окажется, что возможности скрывать  доходы и не оформленных работников исчерпаны, они могут согласиться с  необходимостью учета расходов и смены объекта на «Доходы, уменьшенные на  величину расходов».

Однако, существует опасность, что избыточное  давление со стороны государства (требования, проверки) или действия  недобросовестных контрагентов станут для  части предпринимателей  настолько  болезненными, что они откажутся от легитимного ведения  бизнеса и уйдут в тень.

3. Чего лишается ИП, переходя в самозанятые, и что приобретает?
Самозанятость выбирают 10% респондентов

Самозанятость,  как и любой другой выбор, имеет свои плюсы и минусы. Предприниматели,  выбравшие этот налоговый режим, считают, что для них плюсов больше.  Какие моменты здесь наиболее весомы?

Давайте начнем с налоговой нагрузки.  Был фиксированный ЕНВД и фиксированные страховые взносы за себя в  обеспечение будущей пенсии. От реальных результатов они не зависели, но  зависели от натуральных показателей, вида деятельности, и  корректировались поправочными коэффициентами.  Выгодно, когда реальный  доход выше вмененного и не выгодно, когда ниже.  При переходе в статус  самозанятых налог напрямую зависит от дохода (6% при работе с бизнесом,  4% – с населением) и не от чего кроме дохода. Какой доход, такой и  налог. Нет дохода – нет налога. Фиксированные взносы можно не платить и  на пенсию не рассчитывать. Или платить добровольно в обмен на обещания  государства когда-нибудь сколько-нибудь может быть.

Теперь про работников.  Права найма при переходе в самозанятые вы лишитесь. Есть возможность  объединять свои усилия с другими самозанятыми, но только если раньше они  у вас не работали.

О вашем предпринимательском статусе.  Его можно сохранить, при условии не использовать, то есть никакой  деятельности, кроме самозанятого, не вести. И официально об этом  уведомить ФНС (сняться с учета по УСН, если становились, сдать патенты,  если имели, зарегистрироваться в приложении «Мой налог»). Это удобно на  случай отказа от самозанятости и возврата к предпринимательской  деятельности. И еще это дает право:

– на работу не только дома, но и в офисе, если так удобнее;

– на использование предпринимательского расчетного счета и терминала для приема оплаты от покупателей.

Про чеки покупателям. Онлайн-касса вам больше не будет нужна. Но каждый чек потребуется самостоятельно создавать в приложении «Мой налог».

4. Откладывают выбор до последнего момента 9% респондентов

Исследование  показало, что 9% опрошенных нами клиентов откладывает выбор нового  налогового режима до последнего момента.  Как выяснилось, есть  предприниматели, для которых отмена ЕНВД – не столь важна, чтобы заранее  тратить силы на выбор нового режима. Мир их бизнеса и без того сложен:  требования налоговой, блокировки счетов, любые согласования происходят  ну очень медленно, конкуренты активизируются – вот чем надо заниматься в  первую очередь. А еще, особенно в торговле, покупателей становится все  меньше и на очередные платежи все чаще денег не хватает.

Такая  ситуация, на самом деле, подталкивает предпринимателей к новой  реальности. Где учет, как доходов, так и расходов, обязателен. Для себя,  для эффективного управления бизнесом.

Государство же понимает и  уже реализует свою выгоду от цифровизации. Предприниматели тоже придут к  такому пониманию. И окажется, что упрощенка с объектом «доходы,  уменьшенные на величину расходов» позволяет убить двух зайцев сразу – и  налоги минимизировать и картину бизнеса в цифрах видеть в любой момент.

Будущее нельзя отложить. Оно уже наступило.

5. Закрывать свой бизнес после отмены ЕНВД собираются 7% респондентов

В  их ответах довольно сильна эмоциональная составляющая – бурные  переживания по поводу грядущих изменений. Кто-то выпустит пар, и будет  продолжать работать в новых условиях. Но кто-то, действительно уйдет из  бизнеса. Исследование позволило выявить три действительные причины, по  которым часть бизнеса может прекратить свое существование. А люди  вынужденно будут искать лучшие способы самореализации. Вот эти причины.

Хронические кассовые разрывы.  Они неизбежны, когда отсутствует управление денежными потоками, нет  платежного календаря, никто не изучает динамику приходов/расходов. А она  в каждом бизнесе своя, уникальная. При этом правила управления  денежными потоками вполне стандартны и хорошо известны  специалистам. Владелец такого бизнеса, скорее всего, не обладает  финансовой грамотностью сам и не видит смысла требовать разработки и  контроля выполнения финансовых правил от своего бухгалтера. Бизнес в  этих условиях нежизнеспособен. Его  закрытие – вопрос времени, а  изменения законодательства – просто  удобный к тому повод.

Неэффективная бизнес-модель.  Причин неэффективности может быть много – от отсутствия  регламентированных бизнес-процессов до непонимания своей целевой  аудитории. То есть, от внутренней неорганизованности до попытки  продавать совсем не то, что нужно и не тем, кому нужно. В такой ситуации  любые налоги становятся непомерно большими, а согласовательные  процедуры неоправданно длительными. Деятельность в целом становится  убыточной и заканчивается.

Низкая скорость адаптации к изменениям.  Тут причины не только в управленческих компетенциях, а еще и в общем  уровне развития и психологических особенностях владельца бизнеса. Да,  наша жизнь ускоряется, изменения становятся не просто частыми, а  практически непрерывными. Это не прихоть государства, а закон природы.   Секрет успешной адаптации к таким изменениям – непрерывное обучение. И  самомотивация. Кто не готов к такому образу жизни, из бизнеса уходит.

6. Эффективный бизнес требует учета расходов
решили 4% респондентов

Минимизация  налогов в моем случае явно перевешивает вложения в ведение учета –  считают эти предприниматели и планируют перейти на ОСН или  УСН с  объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов». Да, именно  вложения, а не затраты. Учет сам по себе – необходим для повышения  эффективности бизнеса. Только полная картина бизнеса в цифрах позволяет  принимать правильные решения по его развитию.

У всех  предпринимателей этой группы солидный бизнес-стаж – более восьми лет, а  значит богатый опыт ведения бизнеса. Они научились адаптироваться к  возникающим изменениям и разворачивать их на пользу своему делу. Что  сейчас очередной раз и делают.